Различия японской и китайской моделей развития в средние века | Япония в Средние Века (1185 - 1868 гг)
   
Понедельник Авг 27

Корзина

VirtueMart
Ваша корзина пуста.

Каталог


Список всех товаров


Расширенный поиск

Галерея

Различия японской и китайской моделей развития в средние века

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

История - Япония в Средние Века (1185 - 1868 гг)

AddThis Social Bookmark Button

Различия японской и китайской моделей развития в средние века

Мы разобрались почему Япония в свое время отвернулась от Кидая и пошла своим путем. Но какие же были различия между Китаем и Японией, что послужило толчком к таким разным путям развития этих стран и народов. Для начала хочется сказать, что Японии склонна восприимчивость ко всему новому, в отличие от Китая, который был самодостаточен, а самодостаточность и замкнутость народа на себя породила китаецентризм, который трансформировался в антифоринизм, ставший причиной отчужденности Китая от запада до начала XIX века. Китайцы просто не верили в то, что у варваров, обитателей Запада, можно чему-нибудь научиться. Именно эта типологическая разница двух культур и сыграла, пожалуй, решающую роль в пути их развития.

Что же происходило с Японией. С середины первого тысячелетия  развивается частнофеодальная тенденция, отчасти она была позаимствована из Китая, но претерпела очень сильные изменения. Уже к XI веку частнофеодальные тенденции развития начинают преобладать, и японский феодализм начинает быстро развиваться и постепенно приближается к европейскому типу феодального устройства.

Частично эти преобразования можно списать на тогдашний госаппарат Японии и ее общественную организацию. Например в Китае и общественная организация и госаппарат поддерживались благодаря этическим нормам, а в Японии уже существовали правовые нормы, на которых и базировались эти формы цивилизации. Вы спросите почему так произошло? Совершенно уместный вопрос, наверное потому что в Китае уже столетиями закрепились и развивались идеи конфуцианства и укрепилось до такой степени, что правовые нормы использовались только в тех случаях, когда конфуцианство просто не работало, то в Японии, в которую эта философия пришла уже измененной ситуация складывалась наоборот. Так же стоит обратить внимание на тот факт, что конфуцианство возникло как общественное учение, в Китае оно всегда носило гуманистический индивидуалистический характер, а в Японии конфуцианство внедрялось как государственное учение, с заметным милитаристическим уклоном.

И что же дальше, скажете Вы, а дальше такая ситуация привела к тому, что в Японии напрочь отсутствовал управляющий класс, который был неотъемлемой частью Китайского аппарата власти, а отсутствие вертикальной управленческой системы привело к распространению горизонтальной частнофеодальной системы.

Представьте себе ситуацию в Китае, конечно не каждый желающий, но талантливые люди могли пробиться в кэцзю и стать управляющем сословием, в то время как в Японии, сословия были четко разделены и переход из одно сословия в другое был практически невозможен, за теми редкими случаями, когда подчиненным в следствии их уникальных достижений перед кланом позволяли подняться на ступеньку выше. Аким образом все те, кто оставался за чертой управленческого класса Японии были вынуждены реализовывать себя на службе у влиятельных господинов. Благодаря этому происходило постепенное укрепление власти частных феодалов на местах. А к чему хорошему может привести такое локальное концентрирование власти, ни к чему, только к постоянным конфликтам. Постепенно такая ситуация привела к тому, что феодальный класс Японии стал рассматривать крестьян как частную собственность и старался всеми доступными инструментами закрепить его за землей. Так как государство не было в состоянии справиться с этой задачей, то за ее выполнение с рвением принялись японские феодалы. Постепенно стали появляться самураи, которых можно приравнивать к западным рыцарям, на которые постепенно стали основой феодального класса в Японии. Именно такое положение дел является главным отличием от конфуцианской системы государственного устройства и сходством с европейской системой. Кстати в Китае военный класс всегда находился на периферии общества, а в Японии – наоборот, у власти всегда находился только военный класс.

Стоит поближе рассмотреть ситуацию с господствующим военным классом Японии. Примерно он составлял около 10% населения, благодаря чему мог сам удерживать свои позиции у власти и отстаивать свои привилегии. Именно благодаря этому феодальный строй так медленно разрушался в Японии.

Еще один немаловажный фактор, отличающий Японию от Китая – то, что в Японии многополюстность власти прослеживалась повсеместно, в отличие от китайского полицентризма. Такое положение не редко накаляло обстановку внутри страны и приводило к возникновению конфликтов, однако эти полюса научились уживаться друг с другом благодаря выработанным правовым нормам

Чем же еще отличались эти общества? Очень важный аспект это отношение к императорской власти. Почти все японское средневековье прошло под главенством светской власти, хотя в Японии всегда существовало особое отношение к Мандату Неба – власть императора. В Китае так называемый Мандат Небе иногда передавался от семьи к семье.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Япония долгое время преодалевала азиатско-китайские компоненты и двигалась в сторону феодальной системы.

В итоге мы получаем страну, которая перепрыгнула рабовладельческий строй и сразу твердо ступила на пусть феодального развития, который постепенно перешел в феодализм европейского типа.

Японские ножи, ножи из японии, ножи.