Камакурский сегунат (1192-1333 гг.) | Современная Япония (с 1868 года)

Камакурский сегунат (1192-1333 гг.)

История - Современная Япония (с 1868 года)

AddThis Social Bookmark Button

Основателя камакурского сёгуната Минамото Ёритомо Камакурский сегунат (1192-1333 гг.) 

Подошел конец почти столетней войны. Война Гэмпый сильно сказалась на дальнейшее развитие Японии. Благодаря ей произошло перестроение сословно-классовых отношений внутри государства. Минамото удалось в 1185 г. в битве при Данноура (бухта к востоку от Симоносеки) наголову разгромить Тайра. Присвоив себе в 1192 г. звание главнокомандующего (сёгун), они учредили свою штаб-квартиру. Император был лишен фактической власти, конечно у него оставался ряд определенных привелегий, но фактической властью он не обладал. Он был изолирован в Киото. Правящий сегунат решил расположиться подальше от Киото, дабы не подвергаться сильному влиянию со стороны императорского двора. Ставка расположилась в Камакура. Правда, сейчас можно с уверенностью сказать о том, что со стороны Минамото было непозволительно оставаться в Киото, так как Киото продолжал оставаться важнейшим экономическим центром: в XIII в. там насчитывалось 44 ремесленно-торговых объединения дза, тогда как в Камакура их было всего 27. К тому же киотоские дза были экономически сильнее камакурских.

Месторасположения ставки военно-феодального вождя и дало название сегунату. 

Именно в этот период происходит окончательное формирование ленных отношений и происходит завершающий этап формирования социальной структуры с преобладающими частнофеодальными отношениями. На место императора, во главе власти, встает сегун – военный правитель, который, как говорят японцы, «освободил тэнно от мирских забот по управлению государством». Не следует забывать, что император так и остался немаловажной религиозной главой. 

В XIII в. началось размывание основной податной единицы в сёэне — “именных хозяев” — этого промежуточного социального слоя, на одном полюсе которого образовались “новые имена” — мелкие феодалы и самураи, осевшие на землю, а на другом — мелкое крестьянство. Это знаменовало развитие процесса социального размежевания сословий крестьян и дворян (самураев).

Ниже сегуна, по иерархической лестнице, располагаются даймио – вассалы сегуна. В подавляющем большинстве первые даймио – это крупные землевладельцы, которые помогали Минамото в войне с Тайра, за что получили огромные территории в безвременное пользования в замен на бесприкословное участие в военных компаниях сегуна. 



Ниже даймио в новой структуре власти располагались самураи, которых можно считать мелкими феодалами. Как даймио, таки и самураи представляли собой класс войнов, получивших название буси. Так же следует отметить, что в отличие от европейских стран, в которых процентное отношение военных ко всем остальным слоям власти было незначительно, редко достигая 5-10%, то в японском обществе буси был каждый четвертый представитель общества, а уже через несколько десятков лет боле 50% общества были военными, что помогало военной машине на протяжении ближайших столетий крепко удерживать власть в своих рука. Такое положение дел оказало огромное влияние на развитие японского общества, о чем я расскажу Вам в следующих статьях. А сейчас вернемся к иерархической структуре японского общества начала 13 века. 
Итак, появился термин буси. Это сейчас буси, бусидо, самурая формируют обозначают примерно одно и тоже, однако в то время это было не так. У терминов буси и самурай очень сложная этимология, которая прошла достигла полного ассоциирования лишь в 17 веку. 
Именно под правлением Камакурского сегуната начинает складываться кодекс самурая, он же бусидо – путь война, который требовал от буси (даймио и самураев) беспрекословной преданности и повиновения своему господину. Кстати, столь известная европейцам процедура харакири появилась чуть позже. 
Ошибочно считать, что самураи привели к созданию феодализма в Японии, точнее японского феодализма, так как он сильно отличался от европейского. Скорее сам феодализм создал самураев, а они в свою очередь просто захватили власть.
Итак, в Японии появилось новый уклад жизни с новыми порядками. Сформировалась сословная пирамида. 
Во главе ее стоял сегун, ему подчинялось 40-60% буси. Оставшиеся люди принадлежали к простолюдинам, которые делились на несколько непризванных социальных ступенек (крестьяне, ремесленники, торговцы). 
Постепенно шло развитие товарно-денежных отношений, которое повлекло за собой частичную замену барщины и натурального налога на денежные выплаты. Этот процесс постепенно ускорялся и достиг своей кульминации во второй половине 13 века. Под его влиянием началась денежная реформа феодальной земельной ренты, сохранившейся до конца XVI в. Денежные выплаты, взамен натурального налога, привели к обеднению крестьянского слоя общества. Единственным для них выходом было обращаться за денежной помощью к торговцам-ростовщикам и сельским богатеям. Последние, втягиваясь в товарно-денежные отношения, значительно обогащались, а масса бедняков неизбежно попадала в кабальную зависимость. Социальная дифференциация крестьян увеличила разрыв между отдельными их категориями. По этой схеме шло разделение японских простолюдинов на новые социальные ступени. 
Кстати именно в этот период в Японии возникают рынки. Так называемые сёэнские рынки стимулировали развитие денежной формы феодальной земельной ренты. Феодалы рассматривали сёэнские рынки как свою собственность. Некоторые из этих рынков в Центральной Японии охватывали территорию нескольких провинций. Торговля на сёэнском рынке давала феодалу дополнительный источник дохода и знаменовала собой появление нового типа землевладельца, стремившегося к сокращению отработочной и увеличению продуктовой ренты, к росту доходов от торговли и ростовщичества. Социальные условия камакурского режима сковывали деятельность этой категории новых феодалов, и они все активнее выступали за его свержение. Постепенно шло привлечение крестьян в эти рынки. Таким образом, развитие торговли явилось экономической основой обострения социальных и сословных противоречий.
После построение экономической структуры камакурскому сегунату потребовалось создать правоохранительную систему.
Для выполнения этой функции сугунат начинает создавать институт Земельного главы (дзито) и Охранников, защитников (сюго). Первый дзито появился в 1185 году. Их главы принадлежали к вассалам Минамото. 
По подрядному соглашению с Камакура дзито предоставлялось полное право управления на местах в обмен на регулярно поставляемые налоги. После 1221 г. дзито стали уполномоченными сёгуна в частнофеодальных сёэнах, где их административная и полицейская деятельность дублировала функции управляющих, назначенных владельцами сёэнов. 
Постепенно дзито осознали, что у них в руках находится вся власть на местах, а сегунат фактически не следит за ними. Поэтому дзито начинают игнорировать законы и решения Камакура на местах. Кстати, там где дзито сосуществовали с местными должностными лицами, главным образом на западе, их доход был меньше, чем на востоке, где они обладали неограниченными правами управления. Со второй половины XIII в. началась практика раздела доходов между владельцами сёэнов и дзито. Права последних укреплялись за счет сокращения реальной власти и доходов владельцев сёэнов.
Сюго с 1190 г. стали назначаться сёгуном в провинции в качестве руководителей полицейских сил для наведения порядка и поддержания связи с вассалами сёгуна. Обладая вооруженной силой, они стали вытеснять губернаторов и, присвоив себе их основные функции, стали основной военно-административной силой в провинции, военными губернаторами.
На фоне эти событий сёгун провозглашает себя “Главой сюго и дзито”, претендуя на всю полноту административной и полицейской власти. Однако его распоряжения встречали оппозицию даже среди самурайского сословия, не говоря уже о его противниках. Вооруженное подавление ослушников осуществлял “уполномоченный по принуждению” — один из сильнейших вассалов сёгуна.
В 1199 г. основателя камакурского сёгуната Минамото Ёритомо умирает. Его смерть была использована его тестем Ходзё Токимаса для насильственного пострижения в монахи сына Минамото — Ёрииэ и фактического захвата власти под видом правителя (сиккэн).
Смертью Минамото Ёритомо воспользовался и экс-император Готоба, который, опираясь на формирование западных самураев, в частности, на группу Миура, попытался вернуть себе власть во время смуты 1219—1221 гг. (годы Сёкю), но заговорщики потерпели поражение. С этого времени Ходзё начали регулярно направлять двух инспекторов с отрядами в Киото, в район Рокухара, где были расположены официальные учреждения регентов, для надзора за действиями императора и его окружения. У мятежников было конфисковано более 3 тыс. сёэнов в пользу сёгуна и его сторонников.
Хоть императорский двор потерпел поражение во время смуты, но его он и его окружение все еще представляли серьезную угрозу господству самурайского сословия и сегуну. Для ослабления своих противников в 1252 г. распоряжением Ходзё дом Фудзивара был разделен на 5 ветвей, которым поочередно присваивались регентско-канцлеровские придворные звания.
С разделом дома Фудзивара хронологически совпадает деление императорского дома на две ветви: Северную и Южную. В 1259 г. император Гофукакуса удалился в монастырь Дзимёин, а в 1276 г. император Камэяма, покинув мир, поселился в буддийском храме секты Сингон — Дайкакудзи. Так в императорском доме возникли Северная ветвь (Дзимёинто) и Южная ветвь (Дайкакудзито). В результате посредничества камакурского сёгуната была достигнута договоренность о поочередном наследовании престола между этими двумя линиями. Таким образом сегун следовал знаменитому изречению «разделяй и властвуй». Именно благодаря такой политике он на долго смог обезоружить своих противников. 
Итак, мы раз немного разобрались с событиями, которые происходили в сегунате. 
Правда, помимо политических событий, в камакурском сегунате происходили занятные социальные изменения. Именно в этот период в Японии женщины занимают высокое социальное положение, и это сближает его с предшествующим, а не с последующим временем. Вдова при условии целомудренного поведения могла возглавить семью, владеть землей покойного мужа и даже получить от сёгуна жалованную грамоту (законодательство 1238 и 1267 гг.). Имущество жены конфисковывалось лишь при тяжком преступлении мужа, в случае его участия в мятеже, разбое, причем тогда жена рассматривалась как его соучастница. В остальных случаях ее имущество не подлежало конфискации.
В то время не проводилось чёткого различия между женой и наложницей. Обе защищались законом, у них не отбиралось владение, дарованное мужчиной, если последний ушел от них без вины с их стороны.
Кстати, женщина, у которой не было детей могла усыновить ребенка и передать ему свое состояние и земли.
Произошло формирование японского общества, император отошел от власти, сегун стал главой страны, экономика была полностью в руках правительство, но, как гром средь ясного неба, на японцев обрушилась очередная война – вторжение монголов 1274-1281 гг. 
 
По материалам различных источников в сети.
Часть материалов взята с сайта http://gumanitarist.narod.ru 
Автор: Хъюга 
Расширения для Joomla