Икусство Японии | Искусство

Икусство Японии

Статьи - Искусство

AddThis Social Bookmark Button

Японское кимоно покрой

После короткого рассказа про кимоно и его историю лектор ненадолго отвлекся на то, как происходила первая встреча Японского Императора с европейцами. Стоит отметить тот факт, что до самого конца эпохи Токугава Япония была закрытой для посещения страной и знать отрицательно относилась к пришельцами. Однако в эпоху Мэйдзи при сегуне служил Сийго Танамори, человек передовых взглядов, который всесторонне добивался встречи императора с европейцами. И в 1868 году эта встреча состоялась, однако, перед встречей в японском дворе происходило что-то невообразимое, потому что знать никак не могла решить как же представить императору перед европейцами. Проблема состояла в том, что в Японии даже император на деловых приемах сидел перед послами на татами, которое было высотой всего 5 см, в то время как европейцы привезли с собой стулья. В результате чего мог возникнуть курьез – императору пришлось бы смотреть на европейцев снизу вверх. Вскоре Сиййго Танамори предложил сделать татами высотой со стул. Вот в такой обстановке и произошла встреча Японского Императора с европейцами.

Почему Ямада Мидори вдруг решила про это рассказать для меня осталось загадкой. Сразу же после этого отвлеченного рассказа она продолжила пересказывать слушателям историю японского кимоно

Наступила эпоха Эдо (1700-1800 г.). В то время в Японии существовало строгое сословное деление, правда сословий было всего 3: самураи, торговцы и рабочие (не будем рассматривать деление императорского двора). Поэтому в эпоху Эдо в Японии не было особого разнообразия в покроях кимоно, фактически их существовало только  8-10 разновидностей. 

Кстати, с приходом европейцев в Японию кимоно самураев начинает сильно видоизменяться, точнее европинизироваться. 

Традицонный узор кимоно

Про японские узоры можно говорить вечно. Вообще в японцы всегда стремились в искусстве передать свое восприятие природы, поэтому наиболее частыми узорами являлись различные цветы, волны с плотами, соломенные шляпки, летящие на ветру. 

Помимо этого на любом кимоно всегда был изображен МОН – герб семьи.

Интересен тот факт, что герб передавался по наследству от матери дочке и от отца сыну, то есть внутри одной семье существовало несколько монов. 

Укиё-э Укиё-э

Наверное многие из Вас знакомы с этим видом японского изобразительного искусства. Правда мало кто задумывался о том, что изображено на рисунках. Конечно, вы можете сказать на рисунке мы идем мужчин, которые смотрят на женщину за решеткой… :) На самом деле на этом укиё-э женщина сидит не за решеткой – это витрина дома увеселений. Каждый вечер девушки наряжались и садились за витриной, а проходящие мужчины выбирали, проходя по улице, себе девушку на ночь, что было дальше не трудно догадаться. 

Так же есть ряд рисунков, на которых изображены несколько японок, при этом одна из них стоит в стороне от других. Если Вы обретите внимание, то у японки, которая стоит в стороне узел на поясе повязан на животе, в то время как у других на спине. На самом деле на укиё-э изображены гейши, которые смеются над своей «коллегой» именно из-за того, как у нее повязан пояс. Все дело в том, что если узел на поясе находится на спине, то женщине проблематично лечь в постель, а вот если он на животе… ну думаю вы догадались о чем идет речь. 

После этого рассказа Ямада Мидори обратила внимание на прически гейш, а точнее ойран (гейша более высокого статуса). В Японии у женщин принято вставлять в волосы различные заколки, при этом прическа символизирует профессию женщины. Кстати, у ойран была особая походка, она ходила, описывая ногами восьмерки. 

Кстати слово гейша произошло от слова гей – искусство. Гейшами становились девочки после многих лет тренировок, но я думаю чтобы понять кто такие гейши лучше посмотреть фильм с одноименным названием «Гейша». 

Помимо гейш в Японии были ойран (высокий статус) и юна (девушка для развлечений). Юны работали в банях и всячески ублажали мужчин, но не в сексуальном плане. 

Японская икэюана История икэбаны

Икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») появилась в 6 веке. Она пришла из Китая вместе с буддизмом. В буддизме есть традиция подносить цветы Будде. 

Это подношение называется митцугусоку и представляет из себя комбинацию из трех предметов: собственно цветов, свечи и курильницы с благовониями. 

Митцугусоку существует и по сей день, правда используется только в религиозных ритуалах.

А собственна икэбана (икебана – не правильное написание) балы создана монахом икенобо. Он создал рикку (комбинация прямостоячих цветов). Изначально рикка состояла из 7, а затем из 9 элементов (сейчас икэбана состоит только из трех элементов, которые символизируют небо, человека и землю). Правда в рикке до сих пор их 9.

Итак, появилась рикка. Ее могли делать только члены императорской семьи и военноначальники. Женщинам было запрещено ее изготавливать. Это было связано с тем, что рикку делали мужчины перед тем, как отправиться на стражение, поэтому они вкладывали в нее все свое стремление победить, свою душу.

Вскоре в рикку стали добавлять ветки сосны. В Японии есть поверие, что в ветках сосны живут боги, оно появилась из-за того, что они круглый год зеленые. Постепенно количество видов сосны, которые используются в рикке достигло 5. 

Когда в Японии прекратились междоусобные войны (17 в.) икэбану было позволено делать простолюдина.

Постепенно икэбаной стали заниматься женщин.

В середине 17 века из икенобо отошли две школы охара (основная форма икэбаны – орибана) и корю (основная форма – ссека). Кстати, школа охара до сих пор изучает только орибану, а вот на основе корю было создано огромное множество различных школ, сейчас их количество по всему миру достигло 250.

По материалам СМИ специально для портала "Мир Японии"

Автор: Хъюга
 

Расширения для Joomla